Понятия со словосочетанием «русский романс»

Русский романс — жанр поэтического и вокально-инструментального искусства романса, сформировавшийся на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах обыгрываются цыганские мотивы (т. н. «цыганщина»). В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.

Связанные понятия

Ансамбль советской песни — музыкальный коллектив, исполняющий преимущественно песни, пропагандирующие советскую идеологию.
Напе́в — мелодия, предназначенная для вокального исполнения, часто инструментальная мелодия, исполняемая певцом.
Городско́й рома́нс (бытовой) — разновидность русского романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX — первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор и характерные для него шаблонные каденции и секвенции, включая...
Анса́мбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
Исламей (кабард.-черк. ислъэмей, адыг. ислъамый) — адыгский (черкесский) народный танец. Танцевальная мелодия исполняется на гармони, скрипке и в сопровождении пхацыка (трещотка из 4—5 деревянных пластинок). Художественную интерпретацию исламея дал композитор М. А. Балакирев в своей восточной фантазии «Исламей» для фортепиано (1869).
Кавати́на (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) — небольшая лирическая оперная ария. Произошла от каваты.
Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.
Кварте́т — музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.
Список композиторов оперетт включает композиторов, в музыкальном творчестве которых есть сочинения в жанре оперетты.
Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Падеспань (фр. Pas d'Espagne) — парный бальный танец размером 3/4 такта, умеренно быстрого темпа.Состоит из элементов характерно-сценического испанского танца; автор музыки и танца — русский артист балета Александр Александрович Царман. Этот танец он впервые представил 1 января 1901 года в зале Благородного собрания Москвы.
Каприччио на цыганские темы (фр. Caprice bohémien), oр. 12 — симфоническая поэма, созданная С. В. Рахманиновым в 1892—1894 годах.
Эле́гия (греч. ελεγεια — жалоба) — камерное музыкальное произведение задумчивого, печального характера.
Запе́в — в церковном и народном пении одноголосное начало, исполняемое одним лицом. После запева следует пение хора. В песне запев или бывает только в начале, или постоянно чередуется с хором. В запев входит или целая мелодия, или часть её; иногда мелодия запева отличается от мелодии хора. В народных песнях запев часто варьируется в процессе куплетного повторения мелодии.
Шансонье́ (фр. chansonnier, от chanson — «песня») — французский эстрадный певец, исполнитель куплетов; исполнитель жанровых песен в «монмартрском» стиле, часто автор их слов и музыки (см. «Шансон»). Искусство шансонье восходит к творчеству средневековых французских менестрелей.
Три́о (итал. trio от лат. tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.
Мелодеклама́ция (от др.-греч. μέλος «песнь, мелодия» + лат. declamatio «упражнения в красноречии») — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как приём мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины XVIII века в Европе мелодекламация вылилась в самостоятельный концертный жанр — тексты балладного плана (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист). В России мелодекламация встречалась у Е. Фомина, а получила распространение в конце XIX века (Г. Лишин, А. Аренский).
«Весенние голоса» (нем. Frühlingsstimmen) — один из самых известных вальсов Иоганна Штрауса-сына, opus 410. Написан в 1882 г., впервые исполнен в 1883 на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин».
Концертино для виолончели с оркестром, соль минор, соч. 132 - незавершённое сочинение Сергея Сергеевича Прокофьева. В современной практике исполняется в редакциях М. Л. Ростроповича или В. М. Блока (с каденцией А. Г. Шнитке).
Музыка Белоруссии (белор. Музыка Беларусі) — музыкальное искусство республики Беларусь, выделяющееся самобытностью и национальным колоритом, охватывающее музыкальные направления от народного музыкального творчества до современной музыки.
Фиориту́ра (итал. fioritura, буквально — цветение) — название музыкального украшения в вокальной или инструментальной партии, один из способов аранжировки.
Кекуо́к, или кэк-уок, кейкуок, кэкуок, кек-уок (англ. cakewalk, букв. «прогулка с пирогом») — негритянский танец под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Ритм кейкуока близок к регтайму, имеет характерные острые синкопы. Музыкальный размер — 2/4, исполняется в темпе быстрого марша.
Свадебка (фр. Les Noces) — музыкальное произведение И. Ф. Стравинского для четырёх певцов, хора, четырёх фортепиано и ударных (1923). Либретто автора на основе русских народных песен из сборника фольклориста П. В. Киреевского. Обозначенная в подзаголовке как «русские хореографические сцены с музыкой и пением» «Свадебка» задумывалась как балет (с пением), ныне исполняется преимущественно на концертной эстраде наподобие кантаты (без костюмов и хореографии). Примерная продолжительность — 23-25 минут...
Фортепианный квинтет — ансамбль из пяти инструментов, один из которых фортепиано, а также жанр академической музыки, рассчитанный на такой состав. Без уточнений под фортепианным квинтетом понимают инструментальный ансамбль, состоящий из фортепиано и струнного квартета, но возможны и другие составы. Самое известное отклонение от нормы — так называемый Форельный квинтет Шуберта, в котором участвуют не две скрипки, а одна, и добавлен контрабас.
Ру́сский шансо́н — собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки: блатная песня, городской романс, военные, эмигрантские и некоторые эстрадные песни.
Чувашская музыка — это музыкальное богатство чувашской культуры, объединяющее в себе многовековый фольклор, творчество чувашских и русских композиторов XX века, создавших классическую сокровищницу, современные популярные песни и театральные постановки.
Рапсо́дия (греч. ῥαψῳδία — эпическая песнь) в музыке XIX — первой половины XX веков — инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле. Для рапсодии свойственно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно словно воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода.
Польский композитор Фридерик Шопен написал 21 ноктюрн в период с 1827 по 1846 гг. Ноктюрны Шопена под номерами 1-18 были опубликованы при жизни композитора. 19 и 20 ноктюрны были опубликованы после смерти композитора. 21 ноктюрн до 1870 года не считался ноктюрном. Чаще всего под словами «ноктюрн Шопена» подразумевается самый известный ноктюрн №2 из опуса 9.

Подробнее: Список ноктюрнов Фридерика Шопена
Вальс-фантазия — музыкальное сочинение М.И.Глинки. Первоначально написано для фортепиано (1839), затем оркестровано (1856).
Баркаро́ла (от итал. barca — лодка) — народная песня венецианских гондольеров; в ряде источников упоминается как гондольера.
Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.
Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.
«Ярославские ребята» — фольклорный коллектив, трио (два балалаечника и баянист), исполнявший юмористические и сатирические частушки на злобу дня, популярный в СССР в 1960—1970 годах. Ансамбль неоднократно выступал в программе «Голубой огонёк».
«Да здра́вствует на́ша держа́ва!» — песня композитора Бориса Александрова на слова Александра Шилова. По словам композитора, мелодия была написана зимой 1942 года под впечатлением от разгрома немецких войск под Москвой, а затем Александр Шилов, солист Краснознаменного ансамбля песни и пляски, написал к ней слова, которые гармонично слились с мелодией. В 1943 году была представлена в качестве кандидата на гимн СССР.
Пандури (груз. ფანდური) — грузинский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Наиболее популярный народный музыкальный инструмент в восточной Грузии — Пшави, Хевсурети, Тушети, Кахети и Картли. Пандури производится различных форм и размеров. Используется для сольного исполнения и сопровождения песни. Играют на пандури в основном мужчины.
Сегиди́лья (исп. Seguidilla) — испанский народный танец, обычно сопровождающийся пением, и текст этих песен.
Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в том числе песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).
Ярославское музыкальное училище (колледж) имени Л. В. Собинова — одно из старейших учебных заведений Ярославля.
«Я ми́лого узна́ю по похо́дке…» («В Париж он больше не вернётся», «Панама») — русская песня неизвестного авторства.
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Чеченская музыка — для образцов чеченского музыкального народного творчества характерны диатонический склад, сопоставление гармоний соседних ступеней, кварто-квинтовые и секундо-квинтовые созвучия, 2- и 3-голосие в хоровых и инструментальных произведениях. Хроматизмы и увеличенные секунды в мелодиях отсутствуют.
Духово́й орке́стр — оркестр, состоящий преимущественно из духовых и ударных музыкальных инструментов.
Колоратура (итал. coloratura — украшение) — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере, особенно итальянской и французской опере периода барокко (XVII—XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIII века) и раннего романтизма (первая половина XIX века).
Лявониха (крутуха) ― парно-массовый белорусский народный танец. Исполняется под мелодию народной песни «А Лявониху Лявон полюбил...», от которой и получил название.
А капе́лла (итал. a cappella, «как в капелле») — пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения.
«Исторические русские концерты» (фр. Concerts historiques russes) — мероприятие, организованное в 1907 году в Париже С. П. Дягилевым с целью пропаганды русской музыки за границей.
Патетическое трио (фр. Trio Pathétique) Ре минор для кларнета (или скрипки), фагота (или виолончели) и фортепиано — камерное произведение Михаила Ивановича Глинки. Написанное в 1832 году, Патетическое трио стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к музыке для камерного ансамбля. Всю оставшуюся жизнь Глинка посвятил созданию сценических, оркестровых, вокальных, хоровых и фортепианных произведений.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я